Учительница первая моя

Если предложить современным подросткам составить список наиболее желанных сфер деятельности, профессия учителя наверняка окажется в нем даже не в первой десятке. Почему в наши дни все меньше людей стремится работать в школе, изменится ли эта тенденция в ближайшее время и из чего на самом деле состоит труд педагога – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.

В советские времена профессия преподавателя была окружена романтическим флером и считалась почетной. Отчасти этому способствовал тот факт, что государственная идеология гласила: «Все профессии нужны, все профессии важны». К тому же разрыв в уровнях заработной платы в целом был минимален, и стереотипа, что быть учителем – значит зарабатывать очень мало, не существовало.

В свою очередь, образы педагогов на экране воплощали любимые актеры и актрисы: Вячеслав Тихонов в «Доживем до понедельника», Михаил Кононов в «Большой перемене», Елена Соловей в «Вам и не снилось», Ия Саввина в «Дневнике директора школы», Ирина Купченко в «Чужих письмах» и так далее. Опыт учителя в них был представлен невероятно интересным и трудным, предполагающим постоянную работу над собой, ежедневное решение моральных дилемм и особый статус – наставника, авторитета.

Страна зачитывалась трогательными, добрыми книгами Фриды Вигдоровой, которая рассказывала о том, как молодая учительница старается наладить отношения с классом, твердо стоя на позиции уважения к личностям детей. Неудивительно, что в те годы многие подростки совершенно искренне мечтали пойти по педагогической стезе. Однако позиционирование преподавательской деятельности не как работы, а как возвышенного долга, в результате сыграло злую шутку. 

«К сожалению, продолжительный период времени бюджетные профессии недостаточно высоко ценились в нашей стране, - рассказывает Елизавета Владимировна, преподаватель русского и английского языков, а также обществознания. - Романтический флер, высказывания о том, что «педагог – это не профессия, а призвание» поставили в критическое финансовое положение всех представителей данной деятельности. На мой взгляд, необходимо четко понимать, что не каждый может и должен становиться преподавателем, потому что это очень тяжелый труд: ты практически полностью растворяешься в учениках, и они становятся частью твоей ежедневной жизни. Но и те, кто стал преподавателем по «зову души» не должны быть забыты государством и обществом.

Я считаю, что в последнее десятилетие правительство выбрало верный курс на развитие и подъем сферы образования в нашей стране. Статус преподавателя растет, к нему прислушиваются, создаются различные площадки для общения и передачи опыта в этой сфере. Наконец, заработная плата сейчас держится на достойном уровне. Впрочем, пока никто из моих учеников не заявил о желании стать педагогом. Многие из них еще только формируются как личности, поэтому выбор профессий перед ними стоит широкий. Старшеклассники же чаще всего следуют по стопам родителей и становятся юристами или экономистами».

Учительница первая моя

Отягчающие обстоятельства

Впрочем, тот факт, что сегодня в России профессия школьного учителя не пользуется большой популярностью, объясняется не только стереотипом о низких зарплатах, который постепенно начинают развенчивать – во всяком случае, в крупных городах он уже не так актуален. Существует и более глубокие, сложные причины:

  • Во-первых, многие люди вспоминают школу с ужасом: едва ли не каждый второй из нас имеет опыт травли одноклассниками, конфликтов с педагогами и давления со стороны родителей, которые требовали, чтобы бы мы учились хорошо, не объясняя толком, зачем это нужно. Именно со школьными годами у людей часто связаны воспоминания о первых неудачах в любви, о предательстве друзей, о столкновении с жестокостью и несправедливостью. Неудивительно, что кому-то просто-напросто не хочется возвращаться в школу ни в каком статусе;
  • Во-вторых, из все тех же фильмов мы хорошо знаем, что влиться в учительский коллектив – задача очень непростая, и для молодого педагога этот процесс может обернуться огромной личной трагедией и разочарованием в себе и в людях. Необходимость активно взаимодействовать с коллегами, которые с большой долей вероятности будут пользоваться своим авторитетом и испытывать тебя на прочность, вполне обоснованно пугает. Не стоит также забывать об эйджизме, распространенном в школьной и академической среде едва ли не больше, чем в других сферах;
  • В-третьих, репутация педагогических вузов на сегодняшний день, увы, невысока. Это вовсе не означает, что уровень преподавания в них низок – как раз наоборот. Однако нередко мы слышим истории о том, как выпускник, не зная, куда податься, пошел в пединститут, который в глазах общественности выглядит скорее как прибежище для неопределившихся, нежели как кузница кадров;
  • Наконец, в-четвертых, совершенно очевидно, что работа в школе чрезвычайно энергозатратна и не ограничивается часами, проведенными непосредственно в стенах здания. Нужно вечерами проверять тетради, заполнять ведомости, следить за отчетностью, принимать участие в родительских собраниях. Практически любой учитель подтвердит, что мысли о подопечных не получается оставить за дверью, придя домой, а нежелание детей разделить с тобой любовь к твоему предмету порой ранит чрезвычайно глубоко.
Учительница первая моя

Педагог или психолог?

В то же время нехватка кадров приводит к тому, что в сферу образования заносит людей, которые совершенно не готовы к тому, чтобы быть педагогом, и плохо представляют, в чем на самом деле заключается суть этой профессии и какими дополнительными навыками нужно обладать, чтобы в ней преуспеть. Разумеется, взрослый человек (особенно – получивший высшее образование) обычно знает больше, чем среднестатистический ребенок или подросток, но это вовсе не означает, что он способен быть эффективным, понимающим педагогом.

«В моем понимании хороший преподаватель – это не только учитель, передающий знания по конкретному предмету, но и воспитатель, помогающий ребятам любого возраста усваивать социальные нормы – то есть правила поведения в обществе – и становиться гармонично развитой во всех отношениях личностью, - рассуждает Елизавета Владимировна. - Поэтому, прежде всего педагог должен любить детей, ко всем и каждому относиться с одинаковым уважением. Совершенно неприемлемо допущение дискриминации по какому-либо признаку – будь то цвет кожи, национальность, пол, сексуальная ориентация, социальный или материальный статус, умственные способности, внешность, дефекты речи и физические особенности.

Далее: преподаватель обязан быть профессионалом и стремиться к постоянному самообразованию. Без актуальной информации о предмете, без применения новейших технологий занятия, я уверена, будут проходить скучно и безрезультатно. Как воспитатель, преподаватель должен быть интеллигентным, обладать высоким уровнем духовной культуры и гражданской ответственности. Только такой человек сможет транслировать ребятам идеалы, ценности, социальные ориентиры и ожидания. Сможет помочь им стать впоследствии полноценными членами общества. Ну и не будем забывать о работоспособности и крепком здоровье: для того, чтобы усталость не привела к профессиональному выгоранию, педагог должен устраивать себе отпуск. Хотя бы раз в год».

В наши дни эксперты образования все чаще приходят к мнению, что для учителя нелишним будет получить дополнительно квалификацию психолога – хотя бы в рамках курсов, нацеленных конкретно на работу в школе. Такое мнение кажется вполне обоснованным, учитывая, что педагогу практически каждый день приходится:

  • Разрешать конфликты в классе
  • Разбираться, что стоит за поступками учеников
  • Оказывать поддержку детям из неблагополучных семей или тем, кого задирают одноклассники
  • Учиться не позволять собственным страхам, обидам и неудачам распространяться на общение с подопечными
  • Коммуницировать с родителями, уметь отстоять в диалоге с ними свою точку зрения и совместными усилиями решать проблемы, которые возникают у детей.
Учительница первая моя

Необходимость постоянно общаться с большим количеством разных людей (в том числе совсем маленьких или юных, еще не умеющих толком выразить себя) – едва ли не самый сложный аспект профессии школьного педагога. Лектор в университете обычно лицом к лицу сталкивается со студентами только во время сессии. Учитель же день за днем находится в непосредственном контакте с детьми, некоторые из которых вполне могут вызывать у него личную неприязнь: человек в любом возрасте порой бывает шумным, злым, чересчур язвительным и вообще совершенно невыносимым. И когда такой человек – твой ученик, ты уже не можешь просто махнуть на него рукой.

Путь в профессию

Если сын или дочь говорит вам, что хочет в будущем стать учителем, не стоит, с одной стороны, садиться на любимого всеми конька и толковать про призвание, а с другой, отговаривать его или ее, а тем более – высмеивать такую непопулярную мечту. Вместо этого лучше задать несколько вопросов, которые помогут ребенку понять, действительно ли он понимает, чем именно придется заниматься на рабочем месте. Вопросы эти – просты:

  • Готов/а ли ты нести ответственность как за духовное и интеллектуальное развитие, так и за жизнь других людей? Ведь ситуации в школе бывают разные.
  • Готов/а ли ты посвящать ученикам не только рабочие часы и по вечерам готовиться к занятиям?
  • Готова/а ли ты сам/а постоянно учиться и совершенствоваться?
  • Готова/а ли ты всегда и во всем стоять на позиции справедливости и объективности?
  • Готов/а ли ты к тому, что быть учителем – очень сложно? Но при этом невероятно интересно.

«Мой путь в преподавание был очень долгим! – признается Елизавета Владимировна. - Когда мне было 10-11 лет, нумеролог, друг семьи, по собственному желанию на основе цифр и кодов сообщила, что моей миссией по жизни является учение и передача знаний. Конечно, тогда вся моя семья врачей над этим посмеялась. Мне всегда легко давалась учеба сама по себе, я была отличницей, и ко мне обращались за помощью многие ребята. Однажды был случай, когда на уроке французского в 8 классе моя «ученица», пропустившая много занятий по болезни, написала контрольную лучше меня. Тогда я поняла, что «ученик превзошел своего учителя», и была безмерно счастлива тому, что смогла подать информацию, а другой человек ее усвоил.

Во время поступления в университет я, как, пожалуй, многие выпускники сейчас, надеялась поступить хоть куда-нибудь: главное, чтобы профессия хорошо оплачивалась. Поэтому мое первое образование формально не связано с педагогической деятельностью: я социолог. Впрочем, в дипломе у меня прописано, что я еще и преподаватель социологии. Параллельно с учебой в университете я искала дополнительный заработок, и подруги рассказали мне об Ассоциации Репетиторов. Тогда я поняла, что это мой шанс проверить мои преподавательские способности. Благодаря оценкам моей деятельности и отзывам от учеников и родителей я удостоверилась в том, что не только получаю безграничное удовольствие от обучения всех моих младших друзей и общения с ними, но и могу сделать то, что в прошлом было лишь хобби, своей основной профессией. Сейчас я готовлюсь к поступлению в магистратуру для получения образования, которое позволит мне исполнить мою мечту: работать в школе».

Мудрая сова 18 августа 2017