В последнее время в России, да и в мире в целом происходит настоящий бум нон-фикшна. Проходят тематические выставки, появляются издательства, специализирующиеся только на нехудожественной литературе, а некоторые люди и вовсе утверждают, что книги о космосе или последних достижениях медицины способны полностью заменить собой романы и рассказы. Но так ли это на самом деле? И вообще, откуда взялась мода на нон-фикшн? Разбираемся вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.

Когда речь заходит о нон-фикшне (в первую очередь, о его пользе для человечества), его часто огульно приравнивают к научно-популярной литературе, что не совсем верно – особенно в контексте разговора о популярности этого жанра в наши дни. В действительности мы имеем дело не с одним, а с целым комплексом жанров.

«Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нужно четко представлять, что же такое – нон-фикшн?– говорит Дарья Ивановна, преподаватель русского языка и литературы. - По большому счету, это вид литературных произведений, в которых отсутствует художественный вымысел. То есть нон-фикшн – это и мемуары, и философия, и научно-популярные издания, и энциклопедии, и словари, и даже книги по кулинарии. На мой взгляд, такой широкий спектр жанров и тематик и определяет популярность нон-фикшна, однако это не исчерпывающее объяснение.

Чем привлекает нас нон-фикшн, почему он столь интересен современной публике? Я думаю, потому, что такие книги весьма конкретно и поэтапно отвечают на многие важные вопросы: как стать эффективным, как побороть свои страхи, как узнать свои сильные стороны, как бросить курить, как правильно питаться. В них вы увидите очень четко поставленный вопрос, целый ряд логичных и, порой, уникальных ответов, а также конкретное объяснение ситуации с точки зрения психологии. Прочитав подобную книгу, человек получает исчерпывающий ответ. И вот здесь мы подходим, наверно, к самому важному объяснению популярности нон-фикшна, которое, как мне кажется, определяется сознанием нового, современного человека: людям нужна быстрота и конкретика, и произведения нон-фикшн прекрасно отвечают этому запросу».

Добро пожаловать в реальность

«Повышенное внимание к нехудожественной литературе в обществе связано с изменениями во всех сферах человеческой жизни, - соглашается Татьяна Александровна, преподаватель литературы и русского и английского языков. - Ритм современного города диктует правила жизни. В тот момент, когда мы открываем художественное произведение, с его особым авторским стилем, с наличием большого количества художественных средств выразительности, мы попадаем в другой мир, где должны жить по другим законам – книжным. Художественное произведение (в первую очередь интеллектуальная художественная проза) требует особого внимания: скрытые смыслы, аллегории, метафоры заставляют нас тратить много сил и энергии. Чтение художественной литературы – это работа, требующая, в том числе времени, что, по сути, противоречит современным канонам жизни и заставляет человека искать альтернативные источники получения знаний, опыта и удовольствия. И вот на смету художественной литературе приходит нон-фикшн, с его практичной направленностью, отсутствием образной речи. Здесь каждый выбирает то, чем интересуется, в надежде найти ответы на волнующие  вопросы».

Рекомендации от экспертов

Таким образом, одно из важнейших достоинств нон-фикшна заключается в том, что он предлагает нам широчайший спектр проблем, тем и жанров. Чтобы не быть голословными, мы попросили экспертов Ассоциации Репетиторов назвать всего по три нехудожественных книги, которые им особенно запомнились. По словам Татьяны Александровны, на нее большое впечатление произвели классический сборник советов «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги, ликбез по психологии человеческих отношений «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна, а также занимательный научно-популярный очерк «Почему языки такие разные» Владимира Плунгяна.

«За последнее время я прочла несколько произведений нон-фикшна, - говорит Дарья Ивановна. - Все они были разной тематики. Я назову особенно меня поразившие:

  1. Эрих Фромм «Искусство любить».На мой взгляд, одна из самых умных и полезных книг. Когда я только начинала читать, очень боялась, что сейчас будет описание чего-то розового и «слюнявого».К большому моему счастью, я глубоко ошиблась.
  2. Наталья Грейс «Законы Грейс». Одна из первых книг известного и талантливого коуча. Если вы хотите прочитать что-то о личной эффективности и чтобы это было применимо к России, то я наверняка посоветовала бы эту книгу.
  3. Кристина Живульская «Я пережила Освенцим». Эту книгу я начала читать после своего посещения описанного в ней концлагеря. Впечатления были совершенно уничтожающими, но, на мой взгляд, такие вещи знать необходимо, хотя это и очень больно».
Добро пожаловать в реальность

Кто победит?

В свете растущей востребованности нон-фикшна появляется все больше людей, которые сравнивают документальную и научно-популярную прозу с художественной литературой – причем не в пользу последней. Как правило, в их арсенале есть несколько типичных аргументов:

  • Нон-фикшн связан с реальными явлениями, художественная литература – с вымышленными страстями.Разумеется, содержание романов не сводится исключительно к описанию любовных перипетий: например, «Воскресение» Льва Толстого вполне может считаться еще и своего рода философским трактатом. Вместе с тем нельзя отрицать, что научно-популярные книги действительно касаются предметов более насущных и актуальных: задаваться вопросом о смысле жизни человечество, конечно, будет всегда, а вот о том, чем грозит нам повсеместная дигитализация и каковы перспективы освоения космоса, полезно узнать здесь и сейчас.
  • Нон-фикшн приносит объективную пользу, а польза художественной литературы не доказана.Последнее утверждение, конечно, можно с легкостью оспорить: чтение художественной литературы развивает в человеке целый комплекс когнитивных навыков, повышает уровень эмпатии, способствует развитию грамотности и более образной, лексически богатой речи. Однако многие нон-фишкн-книги (особенно это касается бестселлеров на бизнес-тематику) действительно представляют собой, по сути, доходчиво написанную инструкцию по применению, воспользоваться которой можно в повседневной жизни.
  • Нон-фикшн – прямолинеен, а значит, читателю проще выбрать книгу, которая точно будет ему интересна.Если поставить рядом на полке роман Кнута Гамсуна «Голод» и руководство Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст», то нетрудно догадаться, какой из двух томов купит человек, который хочет познакомиться с тонкостями писательского мастерства. Обе эти книги затрагивают в целом схожие проблемы, но смотрят на них с разных сторон. Художественный подход куда менее тривиален и требует от аудитории еще на этапе покупки разобраться, о чем именно будет вести речь автор. Конкретное практическое пособие в этом смысле куда прозрачнее.
  • Определить уровень квалификации пишущего ученого проще, чем уровень квалификации автора художественной прозы. Нам часто говорят, будто в отношении литературы не может существовать объективных оценок. И хотя это утверждение верно лишь отчасти, и высокую литературу от паралитературы отличить на самом деле не то чтобы очень сложно, формально характеристика «профессор, доктор наук» звучит более внушительно, чем просто «великий писатель». Другое дело, что в качестве авторов нон-фикшна выступают не только ученые. Да и среди последних нередко встречаются создатели спекуляций и лженаучных теорий.

Иллюзия выбора

Нет ничего зазорного в том, чтобы любить как разные виды искусства или литературы, так и какой-то конкретный. В конце концов, один человек может с одинаковым энтузиазмом наслаждаться джазом и роком, а другой – предпочитать только классическую музыку. Однако спор о том, что лучше – Led Zeppelin или Моцарт вряд ли закончится тем, что стороны придут к единому мнению. Да и вообще спорить о таких вещах странно и даже глупо. То же самое касается и упорных попыток противопоставить нон-фикшн художественной литературе.

Добро пожаловать в реальность

Произведения нон-фикшна действительно, в большей мере касаются современности, так как они затрагивают самые разные сферы жизни и описывают их очень многогранно, - рассуждает Дарья Ивановна. - По сути, назначение нон-фикшна весьма практическое, а вот художественная литература направлена исключительно на себя, как, впрочем, и любой другой вид искусства. Она существует сама для себя. И в этом, на мой взгляд, самое важное отличие художественной литературы от нон-фикшна. Поэтому будет не совсем корректно говорить о том, что из них лучше или что полезнее – это зависит от личного выбора и вкуса. Если читатель хочет узнать на свой вопрос конкретный ответ, поданный в интересной и занимательной форме, тогда, разумеется, выбор падает на нон-фикшн. А если человек испытывает эстетическую необходимость быть причастным к художественному миру, то он и выбирает соответствующую литературу».

Стремление поместить два явления на разные полюса подталкивает людей сделать правильный, обоснованный выбор. И в этом вроде бы должна быть очевидная польза. Однако в действительности такая стратегия выбора фактически лишает, поскольку вынуждает человека занять только одну сторону, а не получать необходимую информацию и удовольствие из двух источников разом. Сравнение нон-фикшна и художественной литературы не только искусственно: оно загоняет людей в рамки, без которых они вполне могли бы обойтись.

«Я не вижу смысла даже говорить о том, что лучше – художественная или нехудожественная литература, - делится Татьяна Александровна. - Это абсолютно разные сферы, которые существуют по своим законам и выполняют разные функции. С тем же успехом можно сравнивать сушу и воду: и то, и другое нужно для существования жизни на Земле».

Мудрая сова 07 ноября 2017